Путь на сайте
Церковь Казанской иконы Божией матери
Построить церковь Казанской иконы Богоматери задумал еще первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович. В такой способ он хотел увековечить память о победе над польско-литовскими интервентами в 1612 году. Но строительство храма воплотилось в жизнь уже во время царствования Алексея Михайловича, и было приурочено к рождению наследника – царевича Дмитрия.
Двухэтажное здание из кирпича расположилось на высоком подклете. Его правильную прямоугольную форму нарушают лишь два, сильно выступающие с северной и южной стороны, крыльца, которые ведут в верхний ярус здания. К северному крыльцу примыкает отдельно расположенная квадратная шатровая колокольня, являющаяся единичным примером в архитектуре XVII века.
Исполняющая функции домового храма, Казанская церковь была соединена при помощи крытого перехода с палатами царицы в новом деревянном дворце Алексея Михайловича. Церковь была расписана, пышно убрана коврами, дорогими тканями. Металлический пол в центре и лещадный пол приделов были утеплены войлоком. Настенные иконы оформлялись полотенцами, пеленами; многие из них были помещены в резные киоты.
По упоминаниям, местом для молитвы основной части свиты царя была трапезная, а самые близкие молились в храме перед иконостасом. Для царя и царицы были поставлены празднично украшенные молитвенные места-троны.
После переноса царского дворца на другое место в 60-е годы XVIII столетия церковь стала приходским храмом. В 1941-1942 годах он был закрыт.
Нельзя назвать большим художественное значение этой церкви. Но, благодаря этому зданию, мы можем иметь представление о типичной церковной постройке второй половины XVII века.
К сожалению, внутреннее помещение храма с двумя круглыми столбами совершенно не сохранило первоначального облика, а современная роспись, нанесенная полтора десятка лет назад полностью лишила стены того воздействия, которое они оказывали без живописи.
Не так давно создан и пятиярусный иконостас, в котором осталось лишь несколько отреставрированных икон XVII века.
Иконостас, расположенный в северном приделе преподобного Аверкия достаточно прост. Он белый с золотом, выполненный в позднеампирном стиле, с живописными вставками икон – типичный пример подобного рода исторических памяток.
Следует уделить внимание деревянной скульптуре, названной «Христос в темнице», которая находилась в приделе, а в настоящее время перенесена в главный храм. Нет сведений о ее принадлежности к искусству Руси. Изваяние легко можно отнести к работе, например, польского мастера, но стоит отметить его яркую выразительность.
В настоящее время в этом храме круглый год проводятся службы.
(Все архитектурные объекты парка Коломенское)