Путь на сайте


Наш канал


Канал MosparkRu на Ютюб.


Форма входа



Оперный дом

   Средним по размерам из дворцов Екатерины Великой является Оперный дом, который расположен на одной линии с Малым дворцом. Его возведение осуществлялось в 1776-1778 годах по проекту архитектора В.И. Баженова.

 

 

   Здесь стоит уточнить, что привычное нашим современникам название «Оперный дом» возникло лишь в начале XIX столетия и не полностью соответствует настоящему назначению здания. В этой связи есть основание предполагать, что описываемый дворец был предназначен для проведения придворных праздников и церемоний, но только в узком кругу.


   Возвышающие на парапетах боковых фасадов здания фигуры двуглавых орлов свидетельствуют о более официальном статусе дворца. Под этими орлами расположен двухсветный зал с двумя рядами окон – галерея с двумя примыкающими к ней квадратными аванзалами, широкие двери которых ведут прямо в парк. Своды парадных покоев достигают в высоту до 10 метров. Стрельчатые формы неоднократно повторяются в очертаниях дверных и оконных проемов, многочисленных ниш. Их вид напоминает нам о залах рыцарских замков, нефах готических соборов. А в простых полах, покрытых керамической плиткой, можно распознать исторические «древности», «готику» и одновременно «сельскую незамысловатость». Первоначально по углам зала и аванзалов располагались высокие многоярусные печи, облицованные сине-белыми расписными изразцами. Но их роль была в первую очередь декоративной, нежели функциональной.

   Интерьер Оперного дома тесно связан с природным его окружением, что отображено в общем характере этой увеселительной постройки. Множество больших окон обоих этажей способствуют обильному проникновению света и воздуха в помещения. Красота окрестных пейзажей – парка и прудов – привлекают взоры гостей, дополняя впечатления, полученные от ознакомления с архитектурой.

   В оформлении интерьеров Оперного дома Баженов не ставил перед собой задачу связать стиль построек с оформлением их внутреннего убранства. Для украшения летней увеселительной резиденции наиболее уместным было применить изящную художественную стилизацию с акцентом на историческую и географическую экзотику. Но замыслы Баженова остались неосуществленными, и стены оперного дома с внутренней стороны покрылись лишь слоем подготовительной штукатурки.

   Благодаря сложной планировке дворца, который «составлен» из двух смежных корпусов, его фасады, как театральные декорации XVIII столетия, предстали в нескольких совмещенных планах. Блок, включающий в себя галерею и аванзалы, выходит на «Березовую перспективу». Из-за сложной внутренней планировки оборотная сторона Оперного дома имеет довольно сложную конфигурацию. Береговой фасад здания своим плоским видом контрастирует с полуротондой Малого дворца, расположенного по соседству. Из стен боковых ризалитов образуются углубления и уступы, которые складываются в подобие мини-двориков. Все это служит возникновению живописной игры выступающих и заглубленных поверхностей, являющейся наследием эпох барокко и рококо.

   Неповторимое великолепие дворцу придают богато декорированные двери и окна. Их контуры удачно подчеркнуты широким белокаменным валиком, украшенным резными гирляндами их лавровых листьев в первом этаже и гладким во втором. Картина фасада дополнена и уравновешенна горизонталями парапета и «кружевных» профилированных карнизов. Реставрация здания была проведена с 1988 по 1995 год. С той поры в здании демонстрируются различные выставки и проходят концерты.

(Перейти к описанию Царицыно)

Оперный дом