Путь на сайте
Фигурные ворота
Фигурные ворота являются своеобразной эмблемой Царицына. Они завершают аллею «Березовая перспектива», расположенную за Оперным домом (Средним дворцом).
Построены ворота в 1777-78 годах В. И. Баженовым в месте условной границы, разделяющей дворцовую и парковую части царицынского ансамбля. Позже они поэтически были названы «Виноградными» из-за белокаменного узора, расположенного внутри арок, своими очертаниями напоминающего гроздья винограда. Необыкновенно красиво ворота смотрятся со стороны парка, вид дополняется фрагментами Оперного дома, которые эффектно вписываются в их центральный проем в различных ракурсах, составляя разные композиции.
Если смотреть издалека, то эта замечательная парковая постройка выглядит легкой декорацией, а вблизи можно рассмотреть массивность и пластичность ее форм. Составляющими конструкции являются две круглые башни-опоры и, расположенная между ними, широкая стрельчатая арка. Для выкладки миниатюрных башен со стрельчатыми проемами использован в основном белый камень.
Верхние части башен выполнены из красного кирпича, их украшают большие круглые отверстия, пояса корон-зубцов и кронштейнов. Башни вместе с балюстрадой, которая их соединяет, составляют весьма нарядное обрамление арки, дополняемое ажурным белокаменным декором: «ветви» орнамента, выполненные из ромбовидных граненых камней, переплетаясь, образуют три арки. Завершение композиции – вышеупомянутая свисающая посередине скульптурная гроздь винограда – подобие «вислого каменья», применявшегося в древнерусской архитектуре. В центре орнаментальной композиции Фигурных ворот расположены стилизованные изображения ростка и бутона, выполненные в виде эмблемы и вписанные в пятигранник. Игра светотени, которую рождает декоративное заполнение арки, подобна игре ветвей и листвы, стоящих рядом деревьев.
Ворота щедро облачены Баженовым в архитектурный и скульптурный декор. Круглые опоры находятся в окружении небольших выступов, напоминающих фрагменты крепостных стен. Первоначально на этих выступах располагались скульптуры. Как свидетельствуют описи парка, еще в 1825 году на воротах стояло четыре вазы, два пса и два купидона. Из всего этого сохранилась лишь единственная скульптура – лежащая собака, помещенная в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева.
Фигурные ворота, бесспорно, являются одним из лучших украшений Царицына, истинным символом творчества Баженова, который считал архитектуру не обычным строительным ремеслом, назначение которого в удовлетворении хозяйственных нужд, а высоким искусством.
(Перейти к описанию Царицыно)